Яцек Волчак: «Крав мага учит выживать в любой боевой ситуации»

Автор: Виктор Болтиков, журнал «Братишка», апрель 2009, стр.62-63

Мы рассказывали на страницах нашего журнала об израильской прикладной системе рукопашного боя крав мага, которая пользуется популярностью как среди простых граждан, так и среди специалистов: военных, полицейских, частных охранников. Центры по изучению крав мага расположены по всему миру, а занятия ведущих инструкторов Международной федерации крав мага (International Krav Maga Federation — I.K.M.F.) расписаны на многие месяцы вперед Поэтому визит одного из таких специалистов в Россию по праву считается событием. Вот и в этот раз приезд польского эксперта, военного и полицейского инструктора по крав мага Яцека Волчака на семинар в Москве вызвал большой интерес у поклонников этой системы. В перерыве между занятиями с ним встретился наш корреспондент.

— Яцек, помимо обычного ранга эксперта по крав мага, вы также имеете квалификацию военного и полицейского инструктора. Каким подразделениям вы преподаете?

— Хвастаться не хочется, скажу просто — разным, но в основном спецподразделениям силовых структур Польши. Например, в прошлом году мы вместе с руководителем польского Центра крав мага Томаком Адамчеком проводили занятия для специальных подразделений военной полиции, 1-го разведывательного полка, дислоцированного в Люблинеце, 6-й десантно-штурмовой бригады в Кракове.

— А какие технические элементы изучают спецназовцы на ваших занятиях?

— Рассказать о тонкостях я не имею право. Это закрытая информация. А если говорить в общем, то главное, что мы учим спецназовцев не атакующей технике, при которой противник должен быть уничтожен, а наоборот, технике «принуждения к миру», при которой оппонент нейтрализован с минимальными последствиями.

Существует много разновидностей комбинаций технических приемов для всех возможных боевых ситуаций. Все зависит от места и условий. Иногда это закрытые, иногда открытые пространства. Это может быть схватка лицом к лицу. При угрозе пистолетом или ножом, атаке с различных дистанций. Допустимы обстоятельства, когда мы не можем или не хотим использовать оружие. Скажем, на городских улицах, когда вокруг есть гражданские лица.

— Ситуации, которые вы разбираете, взяты из реальной жизни?

— Естественно. Вот, в частности, случай произошедший с израильским солдатом. Во время боя в городе он зашел в здание. Тут в него летит граната, нужно быстро найти укрытие и спрятаться в него. Если же окружающая обстановка не позволяет его найти — нужно его создать. Скажем, можно накрыться чем-либо, к примеру, схватить ближайшее мертвое тело. Звучит не очень эстетично. Но в этом и заключается смысл наших занятий — научить человека выжить в любой ситуации, в частности в бою.

Или возьмем другой пример. Я нахожусь между двумя противниками. Что я должен сделать в первую очередь? Зайти за одного из них, чтобы поставить его между собой и другим в одну линию. Согласитесь, ситуация несколько изменится.

— На ваши семинары военнослужащие или сотрудники спецподразделений ходят с интересом, или же они посещают как обязательные в программе боевой подготовки?

— Польша сегодня является членом Евросоюза и членом НАТО. Многие наши армейские и полицейские спецподразделения выполняют боевые задачи в самых «жарких» точках планеты. Это и Ирак, и Афганистан, и Косово, и ряд других регионов. Сами понимаете: чем совершеннее подготовлен боец, тем больше у него шансов выполнить приказ и вернуться живым. К тому же польская армия профессиональная, каждый военнослужащий считает: раз это моя работа, то надо быть в ней лучшим. И лишние знания не повредят.

Мы приходим и учим, только когда приглашают. Нас всегда слушают с большим интересом. Потому что крав мага — очень реалистичная система, которая дает ответы практически на все вопросы. К примеру, военных интересует, что делать, если боец входит с оружием в помещение, а на него с криком надвигается безоружная женщина? Мы отвечаем.

— Вы уже сказали, что польская армия воюет в разных точках мира. Можете привести пример, когда крав мага действительно спасла человеку жизнь?

— Слишком громких примеров я не слышал. Это во многом связано с тем, что крав мага позволяет разрешить напряженную ситуацию в самом ее начале. В Интернете на ряде популярных сайтов есть ролики, где участвуют военнослужащие, выполнявшие задачи в Ираке, изучавшие крав мага. Вот вкратце что там показывается.

Штурмовая группа движется по зданию. Стараясь идти тихо, не создавая лишнего шума, прикрывая друг друга, трое спецназовцев идут по коридору, проверяя комнату за комнатой. При входе в очередной проем двери первый номер замечает, что справа у стены стоит вооруженный бандит. Мгновенно оценив ситуацию, спецназовец делает стремительный выпад вперед, затем так же быстро и ловко производит захват руки террориста, заламывает ее за спину и валит преступника на пол. На проведение приема уходят секунды Вбегающим следом товарищам лишь остается констатировать факт обезвреживания преступника да надеть на последнего наручники.

— Скажите, Яцек, на ваш взгляд, кому легче преподавать — военным или гражданским. И есть ли у вас любимый раздел системы?

— Разницы в принципе нет. Все зависит от уровня подготовки человека — занимался ли он когда-нибудь боевыми искусствами. И здесь у военных процент подготовленных бойцов гораздо выше. Следовательно, мы меньше отводим времени на изучение простых ситуаций. А вообще я скажу так. В крав мага все интересно, даже когда я кому-то что-то преподаю, я сам учусь.

— Одна из основных тем этого семинара в Москве — методика отработки снаряда кравбол. Не могли бы рассказать подробнее, что это такое?

— По сути, это простейший снаряд для изучения техники в крав мага. Патент на его изобретение принадлежит Томаку Адамчеку. С виду похожий на мяч с двумя ручками, кравбол имитирует голову человека. Работать с ним гораздо удобнее, чем с боксерской лапой или макеварой, поскольку он более приближен к реальности. С его помощью можно отрабатывать не только прямые удары, но и в сторону. Например, когда человек, уклоняясь, ныряет. Если кравбол повесить на пояс, то на тренировках можно проводить удар в пах. Причем не имитировать, а проводить.

— Вы проводите семинары по всему миру. Есть ли, на ваш взгляд, отличия в обучении представителей разных стран?

— Нет разницы в том, для чего многие приходят к нам. В большинстве причина одна — выжить самому, защитить своих близких. Мне нравится работать с русскими, они очень упорные, никогда не сдаются, все доводят до конца. Наверное, потому что жизнь в России не легкая.

Top